суботу, жовтня 16, 2010

Пер-Лашез. Voila une belle mort, или Красивая смерть в Париже

продолжение, начало
"... главное из звеньев пер-лашезовской триады, amour.
Пер-Лашез — некрополь любви, во всех смыслах этого многоцветного явления: и грустном, и романтическом, и комичном, и непристойном.
На всяком кладбище, даже очень старом, всегда ощутим острый, трагический аромат разорванной любви — когда смерть отрывает любящих друг от друга. Пер-Лашез хранит множество печальных и красивых историй этого рода".
"...получается, что laisirs damour/радости любви иногда бывают подолговечней, чем chagrins d'amour/горести любви, которые продолжаются всего лишь toutela vie/всю жизнь"
"Еще одно оскопление, тоже акт оскорбленного благонравия, был свершен над крылатым ангелом (вернее, полуангелом-полусфинксом работы сэра Джейкоба Эпстайна 1911 г., потому что у ангела не бывает половых признаков, а у сфинкса не бывает крыльев), которым украшена могила Оскара Уайльда, место паломничества гомосексуалистов. По слухам, самые отчаянные из мужеложцев умудрялись вскарабкиваться на постамент и совокупляться с каменным чудищем, вследствие чего оно и было подвергнуто кастрации. Впрочем, паломников это не отвратило".
"Через сто лет после смерти Оскара любят куда более пылко, чем при жизни".
"Монумент весь испещрен отпечатками напомаженных губ, у подножия сложены груды любовных записок, адресованных Уайльду".
Эпитафия: «Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды».

О Модильяни я писала полутора годами раньше и вот мы здесь -


"Все трое — и муж с женой, и их нерожденный ребенок — лежат под неприметным камнем на 96-м участке. Подобные истории, как и двойные самоубийства влюбленных, волнуют особенным образом, вне зависимости оттого, сколько прошло лет. Что это было, думаешь ты: победа Смерти над Любовью или, быть может, наоборот?"

"Другая бронзовая фигура, тоже возлежащая, смешивает высокую трагедию и скабрезность еще более пикантным образом. Общественный скандал 1870 года: известный буян и головорез принц Пьер Бонапарт застрелил юного журналиста Виктора Нуара, который посмел доставить его высочеству вызов на дуэль. В похоронах жертвы монархического произвола приняли участие 100000 человек, это событие стало громовым раскатом, предвещавшим скорое падение Второй империи".
"Растроганный скульптор изобразил прекрасного юношу с предельной достоверностью: вплоть до каждой складочки на одежде".
"То ли из-за этого самого натурализма, то ли не без задней мысли (Нуар имел репутацию сердцееда) ширинка статуи довольно заметно оттопыривается. Должно быть, поначалу это меньше бросалось в глаза, но через сто с лишним лет бронзовая выпуклость выделяется нестерпимым сиянием".

Дело в том, что памятник стал объектом языческого поклонения для бесплодных или страдающих от безответной любви женщин — они приносят Нуару цветы и истово гладят магическое место. Рассказывают, что некоторым помогает.

И напоследок для тех, кто боится летать
Притча "Дерево желаний"

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он устал и лёг спать под  деревом исполнения желаний. А когда проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
— Сейчас бы что-нибудь поесть...
И немедленно появилась еда. Как будто из воздуха, очень вкусная еда. Путешественник был так голоден, что не стал думать, откуда она взялась (когда вы голодны, вы не раздумываете). Он сразу начал есть, а пища была так вкусна...
Когда он насытился и огляделся вокруг, у него возникла другая мысль:
— Сейчас бы чего-нибудь выпить...
В раю нет невозможного и немедленно появилось прекрасное вино. Лёжа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он наконец удивился:
— Что же это творится? Может, я сплю?
Но сытость и вино так расслабили его, что он задремал и ему привиделись прекрасные гурии. Они так страстно ласкали и ублажали его, что путешественник проснулся и увидел возле себя красивых гурий из своего сна. Скоро они ему наскучили и тут же исчезли.
Лежит путник под деревом и думает:
- Что происходит? А может, это злые демоны так играют со мной?
И тут же появились демоны. Они были ужасны, жестоки и отвратительны — именно такие, какими он себе их представлял. Путешественник задрожал от страха и подумал:
— Сейчас они точно убьют меня.
И они его убили.


Что читать про ЭТО А.Борисова "Там..."

Прозорливая подборка догадок про ЭТО

Все цитаты - Г.Чхартишвили "Кладбищенские истории"

Пер-Лашез. Voila une belle mort, или Красивая смерть в Париже

«Если однажды почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище.
А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова».

(старинная французская пословица)

Франция для первопроходцев это всегда "aventure, mystere, amour".
"Клише, составленное из книг и фильмов, так прочно, что никакие сведения, полученные позднее, и даже личное знакомство с реальной Францией уже не способны этот образ изменить или хотя бы существенно дополнить. А главное, не хочется его менять. Настоящая, а не книжная Франция — такая же скучная, прозаическая страна, как все страны на свете; ее обитатели больше всего интересуются не любовью, приключениями и мистикой, а налогами, недвижимостью и ценами на бензин. Поэтому Пер-Лашез — истинная отрада для франкофила, к числу которых относится 99% человечества за исключением разве что корсиканских и новокаледонских сепаратистов. На Пер-Лашез ни бензина, ни налогов. Недвижимость, правда, представлена весьма наглядно, но метафизический смысл этого слова явно перевешивает его коммерческую составляющую."
"Здесь (на Пер-Лашез) чувствуешь себя Наполеоном на поле Аустерлица. Повсюду пир смерти, много бронзового оружия, картинно распростертых тел, и периодически возникает искушение воскликнуть: «Voila une belle mort!»/Вот прекрасная смерть! (фр.)
Дело не в ухоженности и не в скульптурных красотах, а в абсолютном соответствии земле, в которой вырыты эти 70000 ям. Бродя по аллеям, ни на минуту не забываешь о том, что это французская земля, даже когда попадаешь в армянский или еврейский сектора. И если на Старом Донском кладбище в Москве возникает ощущение, что там похоронена прежняя, ушедшая Россия, то Франция кладбища Пер-Лашез выглядит вполне живой и полной энергии. Может быть, дело в том, что это главный некрополь страны, а подобное место сродни фильтру: всё лишнее, примесное, несущественное уходит в землю; остается сухой остаток, формула национального своеобразия."


"Особенно когда меж могильных плит проскользнет тощая пер-лашезская кошка, которых здесь, согласно путеводителю, проживает около сотни. Они бесшумны, стремительны и не вступают с людьми ни в какое общение. Может быть, только со служителями, которые их кормят? Или они сами кормятся, жрут каких-нибудь там воробьев? "
Идем вслед за призрачным котом из Кладбищенских историй ...
"Верить в мистическую взаимосвязь событий или нет? Находясь на Пер-Лашез, веришь.
... Кошки, в отличие от собак, существа из ночного, зазеркального мира. На кладбище им самое место."
"Воздух aventure — не столько даже «приключения», сколько именно «авантюры» — для этого кладбища естественен и органичен, ибо слишком многое связывает Пер-Лашез с именем великого авантюриста, взлетевшего из ничтожества к вершинам славы и могущества, а затем низвергнутого с пьедестала на маленький пустынный остров. Этот некрополь был создан в год коронования Наполеона; впервые обагрился кровью в год падения Корсиканца; во второй раз был расстрелян в год окончательного краха бонапартизма. Здесь похоронены женщины, которых любил или, во всяком случае, обнимал император: актрисы мадемуазель Жоржи, мадемуазель Марс, канатная плясунья мадам Саки и «египтянка» Полина Фурес, прекрасная графиня Валевска. Здесь лежат почти все наполеоновские маршалы. Бонапарту в час его грустной кончины, в полночь, как свершается год, следовало бы приставать на воздушном корабле не к высокому берегу, а к Шароннскому холму".

"Главная звезда нынешнего Пер-Лашез — тоже иностранец, Джим Моррисон. Большинство посетителей приезжают на кладбище только ради этой невзрачной могилки (раньше был бюст, но его украли). От главных ворот — сразу сюда, в шестой сектор. Покрутят музыку тридцатилетней давности, покурят дурманной травы. В прежние времена, говорят, иногда и оргии устраивали..."
Эпитафия: James Douglas Morrison, 1943-1971. ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΔΑΙΜΟΝΑ ΕΑΥΤΟΥ/Под собственным демоном, что означает "Верен духу своему".
"Вот розы, хризантемы и лилии на респектабельно-буржуазной гранитной плите, приютившей Эдит Пиаф и ее молодого мужа, греческого парикмахера, которого великая певица хотела сделать звездой эстрады, но не успела".



В Wiki пишут, что там есть такие эпитафии:
*«Страшнее всех мук ада для него то, что ты читаешь эту эпитафию на могиле его бесплатно» (Могила ростовщика)
*«Он покорил все цветы, кроме бессмертника» (Надгробная плита парижского садовника)
*«Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе» (Могила беспечного человека)
*«Хоть бесталанным повсеместно признан
Всё ж в Академию он не был призван»
(Автоэпитафия поэта-сатирика Пиррона)

Хотела запостить именно сегодня, в день рождения Оскара Уайльда, но успела ровно половину -
розовое шампанское и сорбе из клубники со взбитыми сливками зовут,
а продолжение следует...

"Храни любовь в сердце своем.
Жизнь без нее подобна бессолнечному саду с мертвыми цветами" О.У.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...